Лев

Лев, царь зверей, открывает галерею образов бестиария. Это символ Христа /Откровение, 5:5/ и евангелиста Марка /Откровение, 4:7/. В то же время вместе с аспидом, драконом и василиском лев символизирует сатану /Псалтирь, 90:13/.
Качества льва, интерпретируемые в «Физиологе», упоминаются уже в сочинениях Аристотеля /VI.579.В.8/, Элиана /IX.30/, Плутарха /(Quaestionum convivalium, IX.5.2/, ПЛИНИЯ /VIII.16.1-18/, Солина /27.13-16/, Лукреция /О природе вещей, IV, 710-717/.
Повествование о льве в ленинградской рукописи открывается цитатой из Книги Притч: «Leo fortissimus bestiarum…» /»Лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем«. Притчи, 30:30/. Далее следует текст о хищниках, заимствованный из сочинения Исидора /XII.II.1-3/, и восходящее к »Физиологу« описание трех свойств льва, сим¬волически связываемых с образом Христа:
1. Лев уходит гулять в горы и заметает след хвостом, чтобы охотники не выследили его,— аналогия с невидимым львом — Иисусом Христом, скрывающим свой мысленный след, свою »божественность«;
2. Лев спит с открытыми глазами — аналогия с так называемым бодрствованием Христа;
3. Львята рождаются мертвыми, но через три дня после их рождения лев своим дыханием вызывает их к жизни — по аналогии с мифом о воскресении Христа через три дня после распятия.
К сказанию »Физиолога« прибавляются далее сведения, почерпнутые у Исидора /ХИЛ 1.6/ и Амвросия /6.6.37/.
Лев сердится только тогда, когда он ранен, не трогает поверженных, излечивается от болезней, съев обезьяну, боится белого петуха и яда скорпиона, наводит страх своим рычанием на других зверей.
Характеристика льва завершается восходящим к Исидору /XII.II.34/ описанием фантастического существа — леонтофонта. Пепел сожженного леонтофонта, прибавленный в пищу льва, способен умертвить царя зверей.
Свойства льва получают поэтическую интерпретацию в бестиариях Филиппа Танского /25-370/ и Гийома Нормандского /137-238/.
»Бестиарий любви в рифмах« говорит о благородстве льва, не трогающего слабых животных /562 и далее/.
Пьер из Бовэ придает рассказу совершенно фантастический характер, утверждая, что лев не выносит человеческого взгляда, а львица рождает детеныша через рот /II.1 10/. Брунетто Латини обогащает повествование новыми чертами /I.V.I.176/. Изображение льва в миниатюрах бестиариев принадлежит к распространенному средневековому типу орнаментализованной фигуры животного, восходящему к изображениям льва на византийских тканях и предметах прикладного искусства, в свою очередь развивающим древние месопотамские мотивы. Базы и капители колонн, рельефы фасадов, ручки церковных врат, акваманилы романской и готической эпох представляют стилизованное изображение львиной фигуры, воспринимаемой как символ силы и могущества. Традиционно иллюстрирующая сказание о льве в бестиариях сцена воскрешения львят распространилась далеко за пределы рукописей о животных, включаясь и в иллюстрации богослужебных книг и в монументальные росписи.

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *